15.12.2023

Православие в швеции. Православный островок в стокгольме Русская православная церковь в стокгольме


Королевство Швеция имеет форму правления монархическую, но все права и свободы граждан этой страны узаконены в Конституции. Религия в этом государстве представлена совокупностью религиозных убеждений и мировоззрений, законность которых представлена в Основном законе государства.

История религии

В дохристианский период шведы были язычниками, их пантеон богов был весьма богат, и немного напоминал пантеон Древне Греции и Рима. Жрецы пользовались в обществе огромным уважением, повсеместно строились храмы, в которых приносились жертвы богам. Самым известным культовым памятником был храм в Старой Уппсале.

В устном народном творчестве шведов можно встретить притчи и легенды о принесении в жертву самых благородных и достойных юношей и девушек, чтобы умилостивить богов. Например, короля Швеции Домальда принесли в жертву (с его добровольного согласия), чтобы прекратить многолетний урожай и спасти народ от голодной смерти.

Распространение христианства связывают с именем святителя Ансгара, который в 859 году вел миссионерскую деятельность во время своего визита в эту страну. Ансгар в то время спасался от нашествия викингов, являющихся язычниками и жестоко преследовавших христиан.

Почти во всех странах мира есть дата официального крещения и принятия какой-либо мировой религии, но в Швеции эта дата отсутствует, поскольку в хрониках и летописях нет точной даты, а крещение разных областей страны проводились в разные годы.

Но достоверно известно, что в 1Х-Х веках территорию Швеции населяли два племени: геты и свеи, которые по разному относились к принятию христианства. Если геты приняли эту религию и на своих землях строили храмы и церкви, то свеи оставались язычниками еще в течение двух веков.

Принятие христианства

Шведский король Олаф Шетконунг был первым, кто смог объединить под своей властью и гетов, и свеев. Именно он был первым христианским правителем, поскольку был крещен в 1008 году и основал на своих землях первое епископство и всячески приветствовал крещение своих подданных.

Но прошло еще почти восемьдесят лет, пока христианство признали государственной религией на всей территории Швеции, после того как Инге 1 Старший уничтожил храмы поклонения языческим богам и открыл гонения на жрецов и язычников. Хотя некоторые викинги втайне все же исповедовали старую религию.

Появление лютеранства в Швеции

Распространение реформаторской церкви в Швеции связно с именем Мартина Лютера и его последователей. Реформация здесь проходила тяжело, поскольку именно Швеция стала первой страной, сменившей католицизм на реформаторскую религию.

В 1593 году шведский церковный Синод объявил лютеранство государственной религией, а все остальные религии были под запретом. Протестанты этой страны определили свою жизнь под лозунгом: «Одна страна, один народ, одна религия».

Положение современной религии в Швеции

По статистическим данным 85% граждан государства являются атеистами. Другие источники указывают другую цифру – 94%. Швеция является рекордсменкой по числу атеистов. Хотя каждый гражданин страны с момента рождения приписывается к государственной лютеранской церкви, но входя в совершеннолетний возраст он имеет право поменять вероисповедание. Правда, некоторые граждане страны даже не знают, что являются прихожанами этой церкви.

Часто религию в Швеции называют «религией неверующих», поскольку менее 15% населения показывают, что верят в Иисуса Христа или в других духов, или в некую божественную силу. Многие граждане рассматривают крещение, венчание или отпевание людей как некую дань общеизвестному порядку. А поскольку шведы, в большинстве своем, весьма добропорядочны и законопослушны, но они и выполняют эти обряды по традиции, полученной от своих предков.

Всего 1% населения страны составляют православные христиане, в стране проживают менее полумиллиона мусульман, в основном, выходцев с Востока и около 18 тысяч иудеев.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

О том, что в Стокгольме уже почти четыреста лет действует русский православный храм, вряд ли знают те многочисленные российские туристы, которые сходят с парома «Принцесса Анастасия» в гавани Фрихамн. Приход Святого преподобного Сергия Радонежского был принят в юрисдикцию Московского патриархата 15 лет назад, но ещё в 1617 году, согласно Столбовскому мирному договору, русские купцы в Стокгольме получили право на участие в православных богослужениях. С тех пор православные богослужения в Стокгольме не прекращались. Об истории Сергиевского прихода и о том, чем живёт он сегодня, рассказывает настоятель священник Виталий Бабушин.

- Пятнадцать лет назад с просьбой о принятии в юрисдикцию Московского патриархата обратилась группа верующих - русских, шведов, румын, один англичанин. Раньше эти прихожане присутствовали на службах прихода Эстонской православной церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, и его тогдашний настоятель протоиерей Николай Суурсот время от времени служил для них Божественную литургию на церковнославянском языке. В том храме, где сейчас располагается наш приход, ранее было помещение для праздников и послебогослужебных встреч. Здесь пили кофе, чай, общались.

Идея создать здесь храм принадлежала митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву). Он тогда возглавлял Издательский отдел Московского патриархата. Все это предложение активно поддержали. Как рассказывал мне первый настоятель прихода священник Александр Пискунов, в тот момент у владыки не оказалось метра под рукой, чтобы измерить это помещение. Тогда владыка Питирим снял поясок со своего подрясника и провёл измерения, прикинув, каким должны быть алтарь, престол, жертвенник и иконостас. Через некоторое время в Издательском отделе Московского патриархата был изготовлен иконостас, который и был установлен здесь, в храме.

Настоятелями нашего храма были, как я упомянул, иерей Александр Пискунов, а после его ухода на покой протоиерей Владимир Александров, который в настоящее время продолжает своё служение в Москве. Усилиями моих предшественников не только в Стокгольме, но и других городах Швеции появились и продолжают появляться группы православных верующих, причём объединяющих не только русских или русскоговорящих, но также и шведов, что особенно приятно. В настоящее время на территории королевства зарегистрировано семь приходов Московского патриархата. В одном из них, в Стокгольме, я являюсь настоятелем, а в трёх других окормляющим священником. Север Швеции окормляет также священник Московского патриархата настоятель прихода Святых апостолов Петра и Павла в г. Умео Михаил Сальгрин.

Помещение, в котором находится храм, - часть вспомогательных построек лютеранского храма Марии Магдалины. Как получилось, что Шведская церковь поделилась с Православной этим небольшим строением?

Дело в том, что среди прихожан был родственник тогдашнего настоятеля лютеранского прихода Марии Магдалины. Благодаря этому помещение было отдано нам церковью Марии Магдалины на двадцать пять лет бесплатной аренды. Но известно, что приход Святого Сергия вынужден был вложить в реконструкцию помещения под богослужения достаточно крупную сумму. Таким образом, около тринадцати лет в нашем приходе регулярно совершается Божественная литургия. Приход очень вырос: как рассказывал мне о. Александр, на первую Пасху все, кто участвовал в праздничной Литургии, поместились на разговении за небольшим журнальным столиком. А теперь на Рождество и Пасху снимаем большие протестантские храмы. У нас действуют иконописная школа, детская школа, есть свой замечательный хор.

Знают ли шведы - как верующие протестанты, так и простые горожане - о том, что в Стокгольме есть православные церкви?

Как-то ныне покойный настоятель Преображенского храма, находящегося в юрисдикции Константинопольского патриархата, отец Матфий Нурстрём собирал шведов, живущих по соседству с храмом. Преображенский храм - домовый, он находится в колодце жилого дома. Больше половины из числа тех людей, чьи окна выходили прямо на храм, не знали, что рядом с ними находится православный приход.
Мы соседей-шведов не созываем - хотя прямо над нами возвышается жилой дом. Думаю, они тоже мало что знают о нашем храме, хотя, конечно, видят наши крестные ходы.

В вашем приходе мне довелось наблюдать шведов, перешедших в православие. Каков путь обычного шведа к православию?

Классический путь к православию для шведа - через католичество. Если швед начинает серьёзно думать, то переходит из лютеранства в католичество; если он продолжает думать дальше - то переходит в православие. Я знаю нескольких шведов, которые пришли к православию именно таким образом.

Вы, наверное, уже знакомы со шведскими стереотипами относительно русских. Существуют ли какие-то стереотипы относительно православия? Исследователь из Швеции Пер Арнэ Будин обозначил ясный положительный образ «Святой Руси», другие шведские авторы обозначают отношение к России фразой «Русские идут!». Что скажет обычный швед, если его спросят, знаете ли он что-то о православии?

Шведские стереотипы относительно русских известны. Отношение к России здесь совершенно разное. Мне рассказали такой эпизод: когда о. Александр Пискунов случайно при митрополите Питириме в разговоре называл нашего бывшего регента и казначея шведа Павла Нурдгрена Полем (так звали его до Крещения), владыка Питирим ответствовал: «Отец Александр! Павлуша, Павлуша! Какой Поль, он же русский!»

Есть потрясающе православные шведы. Наш Павел Нурдгрен, будучи регентом, составил свои собственные сборники православных песнопений на весь годовой круг богослужений. Нурдгрен сейчас на пенсии - он перестал быть казначеем и регентом, но регулярно участвует в богослужениях.

Диапазон отношения к России здесь очень широк: начиная от таких вот шведов, которые практически стали русскими, до тех, кто до сих пор помнит о военных действиях с Россией и не отвергает возможность нового конфликта.
Как правило, местные газеты обязательно отмечают, когда какие-то преступления совершают русские. При этом не сообщается о преступлениях, которые совершаются представителями других меньшинств.

В дополнение к сказанному многие шведские газеты позволяют себе откровенные издевательства над христианством. Но мне лично гораздо дороже то, что, например, во вчерашнем выпуске шведской газеты «Дагенс Нюхетер» была опубликована статья о Палехе, написанная с пониманием, чувством тепла и состраданием.

Как вы считаете - обязательно ли перешедшему в православие шведу учить русский язык? Достаточен ли объём информации на шведском языке для полноценной духовной жизни православного христианина?

Поначалу мне думалось, что шведский язык за богослужением нужно использовать в той пропорции, сколь велико число шведов, присутствующих на богослужении. Оказалось, что предыдущие настоятели тоже столкнулись с этой дилеммой. Они пытались частично использовать шведский на богослужении. Но среди прихожан всё это вызывало неоднозначную реакцию. Некоторые говорили: это - русская церковь, мы сюда приходим, если можно так сказать, для того, чтобы побыть немножко в России; и вдруг мы слышим шведский язык, от которого мы устали, и т.д.

Этот вопрос открыт - он обсуждается. Одни прихожане его приветствуют, другие - нет. Как вы понимаете, в России бывает так, что не только в одном городе, но и на одной улице есть несколько разных храмов с разной традицией и разной продолжительностью богослужений, с различными взглядами священников на те или иные богословские, философские, политические и национальные вопросы. Человек может выбирать, а здесь всем приходится ходить в один приход - ну ещё есть Преображенский храм, но он в другой юрисдикции... Особо тяжело в этой ситуации духовенству и хору, потому что нужно, чтобы все были довольны и все духовные надобности были удовлетворены, но потребности у всех очень разнятся. Потому вопрос использования шведского языка натыкается на этот подводный камень.

Нужно ли воцерковляющемуся шведу учить русский язык? Конечно же, нужно: ещё очень многие книги необходимо перевести на шведский язык. Сейчас реальную работу по переводу богослужебных текстов на шведский язык ведёт архимандрит Дорофей (сам он швед) из Свято-Троицкого монастыря в городе Буросе, на юго-западе Швеции. Он многое уже перевёл на шведский язык, в том числе и с церковнославянского. Переводы ведутся, но хотелось бы, чтобы ещё многие люди подключились к этому процессу.

- Нет ли в шведской школе дискриминации православных детей?

В здешних школах довольно-таки интернациональная среда. Дискриминации как таковой не чувствуется, но нет и особого внимания к религиозным вопросам. Знакомство с мировыми религиями происходит в рамках преподавания общественных наук, а на практике много детей из мусульманских семей, ради которых в школьных столовых специально помечаются сорта мяса: проблема «халяль - не халяль», пожалуй, единственная религиозная проблема, которая уже хорошо знакома шведам.

Расскажите, пожалуйста, об иконописной школе, действующей при храме. Когда она была создана? Как много людей занимается здесь, какие дисциплины изучают здесь прихожане?

Идея создания иконописной школы принадлежит отцу Александру Пискунову. С его слов, когда они с матушкой приехали в Швецию, то обнаружили что почти в каждом католическом и лютеранском храме был свой художественный или даже иконописный кружок. Несколько погодя, они увидели тот ужас, который выдаётся за свободу творчества. Когда выставки «работ» таких кружков проходят в лютеранских храмах, можно, конечно, со смирением относиться ко всему этому, но иногда эти работы находятся на одном уровне с кощунством. Сам тому свидетель. Все эти курсы и кружки либо скрыто, либо открыто коммерческие. Поэтому для того, чтобы показать Швеции настоящую икону византийской и русской традиции отец Александр принял решение создать в приходе иконописную школу и сделать её бесплатной.

В планах иконописной школы были теоретические занятия, которые должны были проходить постоянно, и мастер-классы в конце каждого семестра, к участию в которых планировалось привлекать лучших иконописцев России.

Уникальность нашей школы заключается в неограниченном сроке обучения, а также в том, что здесь могут заниматься и те, кто не хочет сдавать экзамены, например, пожилые люди.

Всё то, что было когда-то в замыслах, теперь живёт и очень нас радует. Надеемся, что Сергиевский приход в недалёком будущем сможет перерасти своё более чем скромное пристанище в подсобном помещении шведской протестантской церкви в настоящий храм Московского патриархата здесь, в столице Шведского королевства.

Православный собор Святого Георгия – одна из посещаемых достопримечательностей в столице Швеции. Храм расположен в центре Стокгольма, по адресу: улица Биргер Ярлсгатан, 92.

Православие в Швеции

Швеция – католическая страна, однако православие занимает здесь особое место. История этой религии в Швеции имеет глубокие корни. В Стокгольме еще в XYII веке русские из Московии получили разрешение построить церковь. Это культовое здание стало первым в Западной Европе православным храмом. Находилась церковь на территории ратуши. Сейчас же на ее месте расположился городской музей. В подвале этого здания сохранилась надпись, сделанная на русском языке.

Расширение контактов и влияние на православие в Швеции

Стимулом к развитию контактов со Швецией послужила торговля. В 1700–1721 годах царь Петр активно «прорубал» окно в Европу и особенно в Швецию.

Во время Второй мировой войны в Швецию приехало много православных из Польши и Прибалтики, а позднее – греки, югославы и болгары. Уже в наше время, в 1990-е годы прошла новая волна эмиграции. С этих пор в Швеции живут тысячи православных, а поэтому в Швеции, да и в самом Стокгольме, много православных церквей.

Свято-Георгиевский православный собор

В Георгиевском храме много икон и фресок, связанных с именем этого святого. Родители великомученика Георгия были богатыми людьми. Место рождения религиозного деятеля – город Бейрут. Георгий был воином. Он отличался храбростью, силой, красотой и стал приближенным императора Диоклетиана.

Император хотел вернуть язычество и преследовал христиан. Георгий стал за них вступаться и обвинять императора в жестокости. Тогда Диоклетиан подверг преследованиям самого Георгия. Его посадили в тюрьму и жестоко пытали. Он мужественно переносил страдания. По приказу императора Георгия казнили. Великомученику народ присвоил имя «Победоносец» за духовную победу над врагами христианства. Мощи святого хранятся в Палестине, в городе Лида.

На многих иконах Георгий сидит на белом коне и поражает змея. Эта икона – изображение легенды о змее, который убивал девушек и юношей. Когда змей хотел убить дочь правителя, то появился юноша на белом коне, спас девушку и убил врага. Это был Георгий Победоносец.

Символ мужества

В Стокгольме жители считают Георгия покровителем города. Ему установлен памятник, представляющий собой скульптурную группу – Георгий на коне убивает дракона. Рядом преклонила колена спасенная принцесса. Оригинал в 1489 году был сделан из дорогого дерева и с нанесением позолоты. Это самая старая деревянная скульптура в Европе. Хранится она в храме святого Николая.

В 1912 году была поставлена в центре города бронзовая статуя, полная копия деревянной. Она установлена на Ратуше. Памятник имеет скрытый смысл – Святой Георгий воспринимается как символ мужества шведов, дракон – вражескую злобу, принцесса – это Швеция, нуждающаяся в защите.

Показать больше

Готовя этот материал, я искала информацию о шведской религиозной ситуации в официальных источниках, так как мое частное мнение вряд ли является полностью объективным. Однако, к моему удивлению, найденные цифры не стали для меня открытием. Довольно адекватное представление о религиозной жизни общества сложилось у меня после шести лет проживания в Гетеборге, втором по величине городе королевства Швеция.

Итак, вот реальные цифры: большая часть (около 80%) зарегистрированных верующих (или 70% от всего населения) формально принадлежит к Церкви Швеции - лютеранской церкви, отделённой от государства лишь в 2000 году. Однако по результатам опроса Евробарометра от 2005 года показано, что Швеция – третья от конца списка стран в ЕС по количеству верующих (после Чехии и Эстонии): только 23% шведов верят в Бога, 53% верят в какой-либо дух или силу жизни, 23% не верят ни в Бога, ни в какой-либо дух или силу жизни. Только 2% населения регулярно ходит в церковь, православных около 1% населения. Значительную их часть составляют сербы, греки, румыны, русские, но имеются и небольшие общины православных финнов, эстонцев, грузин. В Швеции проживает внушительное количество мусульман.

Лютеранство (или протестантизм, как принято говорить здесь) – апофеоз того, что определяет Швецию и характер людей здесь: умеренность, сдержанность во всем – в чувствах, выражениях, дизайне. Лютеранские церкви – не католические костелы или готические соборы. В городе масса церквей, старых и не очень, но внешне мало какие сравнятся красотой с самой обычной церквушкой в русской провинции. Сразу после приезда сюда я, не умеющая читать по-шведски, грешным делом принимала церкви за… крематории, настолько «нецерковный» вид некоторые из них имели. В районе, где я живу, церкви буквально на каждом шагу, только иногда их сложно отличить от жилых домов.

Бывала ли я в лютеранских церквях? Да, и даже нашла ту, где мне было радостно находиться, – это церковь Пречистой Девы Марии. В ней каждый год в конце декабря, под Рождество, проходят службы, а еще эта церковь, пожалуй, самая красивая в городе и больше всего напоминает православную.


Пение рождественских гимнов, церковь Пречистой Девы Марии, декабрь 2014 г. В кадр не попала девушка-священнослужительница, проводившая службу. Она приехала на велосипеде, а во время службы из-под белой рясы виднелись джинсы.

Каким же образом, спросите вы, 80% населения официально принадлежит к церкви? Дело в том, что детей крестят даже те родители, которые в Бога не верят и не входят в те самые 23% верующих. Я думаю, что это дань традиции, а не моде: шведская церковь – не бесплатная, каждый прихожанин в год отчисляет больше 100 евро взносов, эти деньги автоматически вычитаются из зарплаты или пособия, пожизненно, поэтому крестить ребенка просто так, ради церемонии, мало кто будет. Возможно, те, кто заявлял о своем неверии, просто постеснялись признаться, а на самом деле они верят в Бога, поэтому и детей своих крестят.


Мой холодильник завешан памятными фотографиями младенцев, как вы видите. На тех крестинах, где я бывала, обряд, сильно похожий на наш, православный, проводили приятные пожилые батюшки…

Ну а что же с тем небольшим процентом верующих, кто ходит в церковь регулярно? В моем окружении есть только одна такая семья, причем они относятся не к лютеранам, а к той ветви религии, которая тут называется христианской. Эти люди не употребляют алкоголь, не курят, молятся, их дочь-подросток Юханна – невероятной доброты девочка, о проблемах, которые обычно возникают между родителями и детьми в непростом переходном возрасте, эта семья слышала только от других.

«Ты православная? Это же прекрасно!»

«Ты православная? Это же прекрасно!» – именно такая реакция была у ста процентов моих друзей и коллег, которые узнавали, какой я веры. Разговор обычно заходил, если случайно видели нательный крестик или при обсуждении планов на Рождество. Сначала я списывала такое умиление на обычную вежливость, смущалась, говорила «спасибо» и переводила разговор на другие темы, однако оказалось, что шведам очень нравятся русские иконы и священники, «немного сердитые, но и вы все русские тоже чуть-чуть сердитые, мало улыбаетесь». Вообще же, в силу общей нерелигиозности шведского общества, представление о православии очень поверхностное: кто-то слышал о почитаемом Николае Чудотворце, кто-то – о русском Рождестве, которое отмечается в январе, а не в декабре, как у католиков и лютеран, кто-то знает, что в России был другой календарь.

Хотелось бы сказать, что такая же позитивная реакция была на то, что я русская, но пришлось бы соврать. К сожалению, политические разногласия сделали свое дело, поэтому про отношение русским писать грустно.

К чести шведов, они не ищут, в чем разница между православием и другими ветвями той же церкви, православный – значит, не мусульманин, не мормон, значит, наш. Когда я просила описать одним словом, в чем для них отличительная черта именно русской Церкви, то самый распространенный ответ был «серьезность». Надо сказать, что лютеране в этом смысле большие либералы (не буду затрагивать тему однополых браков), вот вам случай из жизни: моя подруга Лиза всерьез убеждала священника изменить текст брачной клятвы «Клянешься ли ты быть с рабом Божьим… пока смерть не разлучит вас» на «Пока ты не почувствуешь, что несчастлива с ним». Попробуйте представить, что вы с такой просьбой придете в православную церковь! Получилось? У меня не получилось. Когда я, немного шокированная, спросила у Лизы, почему вообще она решила переписать текст и как к этому отнесся священник, Лиза ответила: «Священник отказался, не понимаю почему. Уж он-то должен был меня понять, ведь сам женат третий раз».

Когда-то давно, живя в России, я водила шведских коллег, тех, кто просил, в церкви. Конечно, цель была скорее экскурсионная, чем религиозная. Храмы Москвы производили впечатление, но скорее как музеи, а вот из действующих церквей я не раз выводила плачущих взрослых мужчин и женщин, которые шли посмотреть на красивые странные иконы и «попов в дорогих одеждах» (священников во время богослужения), а попадали в атмосферу настоящей Церкви, с запахом свечей, ладана, ликами святых, особым светом. Они испытывали невероятное потрясение, некоторые говорили, что не плакали десятки лет до этого, а тут вроде ничего не болит, ничего не случилось, а слезы ручьем.

Мне кажется, что в глубине души именно потому, что в Русской Православной Церкви есть обряды, каноны и та самая серьезность, православие вызывает такое уважение.

На главном фото — православный храм в Стокгольме

Вконтакте

Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

Православие по странам - Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. orqodoxa православие), называли себя в 1 м тысячелетии обе ветви христианства восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после… … Юридическая энциклопедия

православие - Пасхальное богослужение в Патриаршем Богоявленском соборе, которое проводит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 7 апреля 1991. православие, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Православие в Норвегии - норв … Википедия

Религия в Швеции - Собор в Уппсала Религия в Швеции (швед. Religion i Sverige) совокупность … Википедия

Русские в Швеции - (швед. Ryssar i Sverige) граждане русского происхождения и/или носители русского языка, проживающие в Швеции. По некоторым оценкам, на территории Швеции проживает около 18 тысяч российских соотечественников. Некоторая часть выходцев из… … Википедия

Преображенская церковь (Стокгольм) - Домовая церковь Церковь в честь Преображения Господня швед. Kristi förklarings ortodoxa kyrka … Википедия

Храм Святого Наума - У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святого Наума (значения). Православный храм Храм Святого Наума … Википедия

Британско-Скандинавская епархия - Сербская православная церковь серб. Епархија британско скандинавска … Википедия

Книги

  • Одиночество Алины Воробьевой , Драган Мияилович , Автор романа священник Сербской православной церкви Драган Мияилович родился в Белграде в 1953 г. Его родители расстались, когда он был ребенком, и несколько лет еговоспитывала русская… Издатель:

© 2024
siamkem.ru - Люди и знаменитости